Из чего складывается придомовая территория современных ЖК
Современная придомовая территория МКД — это пространство, которое продумывается еще на этапе проектирования домов: по нормативам, с учетом стиля и идеи комплекса, ежедневных сценариев жильцов и общего комфорта.
Учитывается, как проложить пешеходные и автомобильные дорожки, хватает ли солнца и света детской площадке, удобно ли передвигаться с коляской, где именно будут расположены контейнеры для мусора.
Если все сделано правильно, двор становится органичным продолжением жилого пространства — логичным, чистым, безопасным.

Современная придомовая территория МКД — это пространство, которое продумывается еще на этапе проектирования домов: по нормативам, с учетом стиля и идеи комплекса, ежедневных сценариев жильцов и общего комфорта.
Учитывается, как проложить пешеходные и автомобильные дорожки, хватает ли солнца и света детской площадке, удобно ли передвигаться с коляской, где именно будут расположены контейнеры для мусора.
Если все сделано правильно, двор становится органичным продолжением жилого пространства — логичным, чистым, безопасным.
Нормативы, регулирующие устройство двора
Каждый элемент придомовой территории проектируется с опорой официальные нормы, правила и рекомендации. Они обязательны для всех застройщиков и определяют, каким должен быть удобный и безопасный двор. Эти документы содержат и общие принципы, и конкретные цифры. Их задача — не усложнить жизнь застройщику, а обеспечить комфорт и безопасность для будущих жильцов.
Градостроительный кодекс РФ
Именно этот нормативно-правовой акт ложится в основу всего проектирования. Он определяет, какие участки относятся к дому, как провести границу территории и что считается зоной общего пользования. В документе описано, как и на основании чего можно формировать проект межевания, проводить благоустройство, прокладывать коммуникации и организовывать пространство так, чтобы оно соответствовало назначению дома и потребностям жильцов.
Жилищный кодекс РФ
Документ закрепляет понятие придомовой территории как земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами благоустройства, озеленения и обслуживания. Согласно кодексу, уличная площадь комплекса входит в общее имущество владельцев квартир, и каждая деталь на ней призвана помогать жильцам в повседневной жизни.
Своды правил (СП) и Строительные нормы и правила (СНиПы)
Правила регламентируют все, что касается планировки и благоустройства придомовой территории. Они отвечают за то, чтобы двор был безопасным, функциональным и удобным, поэтому в них фиксируются минимальная ширина тротуаров и проездов, допустимые уклоны пандусов и дорожек, расстояния между объектами, объемы и виды озеленения, требования к освещенности игровых зон.
Государственные стандарты (ГОСТы)
Эти нормативы отвечают за качество материалов и конструкций. Они определяют, из чего можно делать лавочки, урны, навесы, покрытия и элементы детских площадок. Устанавливают прочностные характеристики, допустимые параметры устойчивости к климату, требования к вандалостойкости и удобству в эксплуатации.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиНы)
Они задают параметры благоустройства с точки зрения гигиены и комфорта: определяют, на каком расстоянии от окон можно устанавливать мусорные контейнеры, какие материалы допустимы для использования рядом с фасадами, как часто должна проводиться уборка и какие меры обязательны для поддержания порядка на территории.
Элементы придомовой территории и требования к их размещению
После того, как определены границы и нормативно-правовая база, начинается самое важное — наполнение двора. Какие зоны в нем появятся, как связать их между собой — все это учитывается на этапе проектирования. Ключевые решения оформляются в составе проекта планировки территории (ППТ) и проекта межевания территории (ПМТ).
Тротуары, проезды, велодорожки
Эти элементы объединяют все придомовое пространство — выстраивают пути между подъездами, игровыми и спортивными площадками, паркингом, зонами с контейнерами для мусора. Они формируют безопасные маршруты, разделяют пешеходные и транспортные потоки, задают логику передвижения по двору.
Их проектирование зависит от плотности застройки, количества квартир, размещения входных групп и направлений движения людей в течение дня. Если плотность застройки высокая, пешеходные связи расширяются. Продумываются обходные пути, а зоны, где могут пересечься люди и транспорт, отделяются. Если же плотность невысокая, создается более компактная сеть из ключевых точек — детских площадок, мест отдыха, входов.
Нормы по СП 42.13330.2016:
► ширина пешеходных дорожек — не менее 1,5 метров, чтобы по ним могли одновременно пройти 2 человека или проехать коляска;
► уклон покрытия — не более 5%, чтобы среда была доступной для маломобильных жильцов;
► ширина проездов для автомобилей — от 3 до 5,5 метров в зависимости от количества полос и интенсивности движения;
► ширина велодорожек — от 1,5 метров, чтобы транспортные средства не мешали прохожим, не задевали автомобили и объекты благоустройства.
Малые архитектурные формы (МАФы)
Лавочки, урны, уличные фонари, навесы, стойки для велосипедов — все это относится к малым архитектурным формам. Они делают двор удобным, функциональным и наполненным, зонируют пространство и попросту добавляют уюта.
При их подборе учитываются потребности жильцов, архитектурные и дизайнерские решения. В современных проектах каждый элемент устанавливается не случайно, а там, где он необходим: рядом со входом, на пути к парковке, у игровой площадки и в зоне отдыха.
Нормы по СП 118.13330.2012, ГОСТу Р 70386–2022, EN 581-2, EN 581-3:
► МАФы должны быть устойчивыми к перепадам температуры, влаге и вандализму;
► используемые материалы обязаны обладать антикоррозийным эффектом;
► не допускается установка оборудования с острыми краями и хрупкими креплениями;
► каждый элемент должен выдерживать нормативную нагрузку: например, скамейки — от 200 килограмм, конструкции для игр детей — от 600 килограмм.
Детские и спортивные площадки
Игровые и физкультурные зоны обязательны в составе придомовой территории. Они дают детям и подросткам пространство для движения, общения и безопасной активности.
Площадки проектируются и устанавливаются так, чтобы не мешать спокойному отдыху жильцов и интенсивным пешеходным потокам. Если в дом планируется заселить большое количество семей с детьми, площадь для игр увеличивается. Продумываются дополнительные места для родителей, создаются зоны тихих игр. Если же многокомнатных квартир немного, вместо крупных детских комплексов размещаются универсальные площадки и спортивные элементы.
Нормы по СП 42.13330.2016, СП 118.13330.2012, ГОСТу Р 52169–2012, ГОСТу 52301–2004:
► конструкции для детей должны быть установлены минимум в 10 метрах от окон и контейнеров для мусора;
► необходимо прокладывать травмобезопасное покрытие из ударопоглощающих материалов — резиновой крошки, песка, травы;
► важно, чтобы на территорию попадал естественный свет не менее 2 часов в день.
Подробнее про стандарты обустройства детских площадок мы писали в другой статье →
Озеленение
Газоны, деревья, кустарники, цветники не только украшают территорию, но и улучшают микроклимат, снижают уровень шума, защищают от перегрева и пыли.
При высадке растений учитываются расположение дома по сторонам света, плотность застройки и погодные условия. Если двор узкий и плотный, озеленение размещают вертикально — вдоль стен, заборов, на стилобатах и крышах. Если территория просторная, создают группы деревьев, кустарников и клумб, разделяющие двор на зоны.
Нормы по СП 42.13330.2016:
► площадь озеленения — не менее 25% от площади участка;
► расстояние от деревьев до зданий — не менее 5 метров;
► газоны нужно высаживать так, чтобы по ним не ходили люди, — ограждать или отделять опознавательными знаками;
► растительность не должна мешать проходу, обзору и инсоляции детских площадок.
Парковки и велопарковки
Парковочные зоны необходимы для того, чтобы транспорт не вытеснял людей с территории двора. Организованные стоянки делают пространство безопасным и упорядоченным, а велопарковки еще и стимулируют к использованию экологичных средств передвижения.
Транспортная логика во дворе зависит от предполагаемого количества автомобилей, велосипедов, самокатов и путей их движения.
Если квартир и, соответственно, автотранспорта немного, устанавливаются локальные стоянки в пределах двора с озеленением и ограждениями. Если же ожидается интенсивный поток машин, изолированные паркинги становятся наиболее предпочтительным вариантом.
Количество велопарковок строго не регламентируется, однако в современных проектах, как правило, устанавливается 1-2 места на 5-10 квартир.
Нормы по СП 113.13330.2012, СП 42.13330.2016, СанПиНу 2.1.3684-21, ГОСТу Р 51256–2018:
► расстояние автомобильных парковок от окон домов и детских площадок — не менее 10 метров;
► ширина одного машиноместа — от 2,5 метров;
► расположение велопарковок — рядом с подъездами или входами в коммерческие помещения;
► материалы установок должны быть устойчивыми к погодным условиям и вандализму.
Площадки для сбора ТКО
От размещения контейнерной площадки зависят чистота двора и безопасность жильцов. От мусора может исходить неприятный запах, а вокруг — собираться насекомые.
Проектировщики учитывают плотность застройки, рельеф участка, схемы движения пешеходов и техники. Там, где застройка плотная, контейнеры выносятся за пределы двора. В менее загруженных кварталах размещаются внутри, но с ограждением, озеленением и удобным подъездом для мусоровозов.
Нормы по СанПиНу 2.1.3684-21, СП 42.13330.2016, ГОСТу Р 58398.1–2019:
► расстояние от контейнеров до окон — не менее 20 метров, а до игровых и спортивных зон — более 10 метров;
► путь от подъезда до площадки ТКО — до 100 метров;
► основание — твердое, а ограждение — с навесом.
Безбарьерные маршруты и пандусы
Двор должен быть доступным для всех групп населения, в том числе для маломобильных жителей, родителей с колясками, пожилых людей, детей. Безбарьерная среда включает в себя комфортные проходы, плавные уклоны, понижения бордюров, нескользкие покрытия, контрастную разметку и удобные поручни, органично вписывающиеся в окружающую обстановку.
Нормы по СП 42.13330.2016, СП 59.13330.2016, ГОСТу Р 51261–99:
► ширина пешеходных маршрутов — не менее 1,2 метра;
► уровень наклона пандусов — не более 8%;
► поручни должны располагаться на высоте от 0,7 до 0,9 метра и продолжаться за пределами пандуса не менее чем на 30 сантиметров;
► необходимо устанавливать антискользящие и хорошо различимые, контрастные поверхности в местах подъемов, входов и других препятствий.
Придомовая территория — часть нашей повседневной жизни. Мы проходим по ней утром и возвращаемся сюда вечером, встречаем здесь соседей, гуляем с детьми и провожаем гостей.
Это пространство формирует первое впечатление от всего жилого комплекса, поэтому случайные решения недопустимы. У каждой дорожки, площадки и клумбы должно быть свое место, заданное и нормативами, и здравым смыслом.
В проектах Астон мы рассматриваем дворы как полноценную жилую среду и равноправный элемент комплекса. Такой подход позволяет создать пространство, где удобно жить и хочется задержаться надолго.

Придомовая территория — часть нашей повседневной жизни. Мы проходим по ней утром и возвращаемся сюда вечером, встречаем здесь соседей, гуляем с детьми и провожаем гостей.
Это пространство формирует первое впечатление от всего жилого комплекса, поэтому случайные решения недопустимы. У каждой дорожки, площадки и клумбы должно быть свое место, заданное и нормативами, и здравым смыслом.
В проектах Астон мы рассматриваем дворы как полноценную жилую среду и равноправный элемент комплекса. Такой подход позволяет создать пространство, где удобно жить и хочется задержаться надолго.